К основному контенту

Из недавнего опыта индивидуальной консультации с подростком или про период РазОчарования

Уже который раз, в рамках консультации, подростки озвучивают проблему, связанную с учителями. И вопрос не в плохой учебе или огромном количестве домашних заданий. Проблема в том, что ОНИ КРИЧАТ. «Я понимаю, что учительница кричит не на меня конкретно, но от этого лучше не становится».

Маленьким людям в свои 12-16 лет каждый день приходиться сталкиваться с большим количеством негатива взрослых и выдерживать его. И уговаривать себя, что это не обо мне. Защищать всеми способами и без того падающую самооценку. Добавим сюда еще устрашающие «скоро ЗНО - ты уверен, что нормально сдашь?!» И так каждый день.


Нужно найти в себе колоссальное количество энергии, чтобы противостоять этому и не разрушить себя, не разрушить свою веру в мир, свою любознательность, доверие окружающим. Приходиться защищаться, надевать маски безразличия, мнимого спокойствия или быть жёстко ориентированным на оценки, как ту реальность, которая определяет тебя: хорошие оценки = хороший я (вопрос в том, какую цену приходится за это платить и что делать в случае, если оценка все же плохая).

Каждый день нужно найти веские для себя аргументы, чтобы прийти в место, где в любую секунду рискуешь почувствовать себя глупым, смешным, неправильным человеком с печальными перспективами.


Я знаю, что об этом много говорят и пишут, но все же эта проблема не перестает существовать и детям приходиться каждый день сталкиваться с этим снова и снова.

Конечно, есть прекрасные исключения. Есть Учителя, способные вдохновлять, учить и поддерживать. Мой личный опыт позволяет это утверждать совершенно уверенно и мне жаль, что не всем детям так повезло с преподавателями...

Сегодня мне подумалось, что до 11-12 лет дети проживают период очарования миром: им интересна окружающая реальность, они активно взаимодействуют с ней и стремятся стать частью мира взрослых. Тогда как подростовый возраст – время РазОчарования. Именно в подростковом возрасте ребенок впервые способен увидеть, что его родители вовсе не идеальны, у них тоже есть множество слабостей и недостатков, в мире, оказывается, есть несправедливость, неприятные вещи, на которые нельзя повлиять, неприятные люди, с которыми приходиться жить.

Как мне кажется, такое неистовое увлечение подростками музыкой, спортом, идеей дружбы и общения – это, кроме всего прочего, попытка найти аргументы против того, что мир несправедлив и уродлив. Подростки чувствуют большую потребность найти для себя то, на что можно опереться, что действительно ценно, важно, во что можно и стоит верить. Подростковая депрессия – это не только горомональные бури. Это, когда таких аргументов становиться совсем мало.


Для меня, основная задача педагогов и родителей в общении с подростком состоит в том, чтобы помочь им отыскать эти аргументы, убедить и показать то ценное и прекрасное в мире, ради чего стоит жить, учиться, работать, прикладывать усилия. Как это сделать? Я думаю, только на собственном примере: в первую очередь, отыскать эти ценности для самого себя, чтобы потом честно и с удовольствием поделиться ими с детьми или учениками.
Марина Тарасюк 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

«Не включаются мозги» или особенности нейрофизиологии подростка

«А потому, что нужно было мозги включать!...», «Ну чем ты думал?!..» и, конечно, классика школьных воспоминаний «А голову ты дома не забыл?!...» Все эти вопросы сыплются на подростков с разных сторон и в разных модификациях. Но пытались ли сами взрослые понять, что происходит в этой самой голове подростка? Почему же так сложно «включать мозги»? Предлагаем Вашему вниманию небольшую статью, где очень коротко обозначены основные процессы, которые происходят с мозгом подростка в пубертатный период, и объясняют многие особенности его поведения. Итак, что происходит с мозгом подростка? Изменения, которые происходят в мозге в подростковом возрасте, касаются не столько роста, сколько развития и реорганизации нейроструктур мозга.  Этот процесс протекает главным образом в двух областях: в префронтальной коре головного мозга и в лимбической системе. Префронтальная кора – главная область головного мозга, отвечающая за саморегуляцию. Она определяет рациональное поведение человека. Л

"Что ты об этом думаешь?": разговоры с подростками

"Что ты об этом думаешь?" Часто встречаю мнение о том, что для подросткового возраста характерны негативизм, закрытость и некая психологическая отгороженность от родителей и педагогов. Не могу сказать, что я согласна с этим утверждением. Как мне кажется, у подростка просто меняются каналы коммуникации. Тот формат общения, который был раньше, больше не работает. Ну нельзя говорить с человеком в 15 лет так, как мы с ним говорили, когда ему было 7 J Все изменилось, он меняется, он становится все более осознанным, видит и чувствует мир по-другому, всем своим видом и поведением транслируя: «У меня теперь все по-другому!». Как именно «по-другому», наверное, он и сам затрудняется ответить, но точно знает, что это больше не так, как раньше. Прямые вопросы по типу «Как дела?» обычно получают бесцветное «Нормально» и на этом все заканчивается. Про советы и наставления говорить вообще не буду J Что же нам остается? Какие входы в свой внутренний мир оставляет для нас подросто