Уже который раз, в рамках консультации, подростки озвучивают
проблему, связанную с учителями. И вопрос не в плохой учебе или огромном количестве
домашних заданий. Проблема в том, что ОНИ КРИЧАТ. «Я понимаю, что учительница
кричит не на меня конкретно, но от этого лучше не становится».
Маленьким людям в свои 12-16 лет каждый
день приходиться сталкиваться с большим количеством негатива взрослых и
выдерживать его. И уговаривать себя, что это не обо мне. Защищать всеми
способами и без того падающую самооценку. Добавим сюда еще устрашающие «скоро
ЗНО - ты уверен, что нормально сдашь?!» И так каждый день.
Нужно найти в себе
колоссальное количество энергии, чтобы противостоять этому и не разрушить себя,
не разрушить свою веру в мир, свою любознательность, доверие окружающим. Приходиться
защищаться, надевать маски безразличия, мнимого спокойствия или быть жёстко
ориентированным на оценки, как ту реальность, которая определяет тебя: хорошие
оценки = хороший я (вопрос в том, какую цену приходится за это платить и что
делать в случае, если оценка все же плохая).
Каждый день нужно найти веские для
себя аргументы, чтобы прийти в место, где в любую секунду рискуешь
почувствовать себя глупым, смешным, неправильным человеком с печальными
перспективами.
Я знаю, что об этом много говорят
и пишут, но все же эта проблема не перестает существовать и детям приходиться каждый
день сталкиваться с этим снова и снова.
Конечно, есть прекрасные
исключения. Есть Учителя, способные вдохновлять, учить и поддерживать. Мой
личный опыт позволяет это утверждать совершенно уверенно и мне жаль, что не
всем детям так повезло с преподавателями...
Сегодня мне подумалось, что до
11-12 лет дети проживают период очарования миром: им интересна окружающая
реальность, они активно взаимодействуют с ней и стремятся стать частью мира
взрослых. Тогда как подростовый возраст – время РазОчарования. Именно в подростковом
возрасте ребенок впервые способен увидеть, что его родители вовсе не идеальны, у
них тоже есть множество слабостей и недостатков, в мире, оказывается, есть
несправедливость, неприятные вещи, на которые нельзя повлиять, неприятные люди,
с которыми приходиться жить.
Как мне кажется, такое неистовое
увлечение подростками музыкой, спортом, идеей дружбы и общения – это, кроме
всего прочего, попытка найти аргументы против того, что мир несправедлив и
уродлив. Подростки чувствуют большую потребность найти для себя то, на что
можно опереться, что действительно ценно, важно, во что можно и стоит верить. Подростковая
депрессия – это не только горомональные бури. Это, когда таких аргументов становиться совсем мало.
Для меня, основная задача
педагогов и родителей в общении с подростком состоит в том, чтобы помочь им отыскать
эти аргументы, убедить и показать то ценное и прекрасное в мире, ради чего
стоит жить, учиться, работать, прикладывать усилия. Как это сделать? Я думаю,
только на собственном примере: в первую очередь, отыскать эти ценности для
самого себя, чтобы потом честно и с удовольствием поделиться ими с детьми или
учениками.
Марина Тарасюк
Комментарии
Отправить комментарий