К основному контенту

«Не включаются мозги» или особенности нейрофизиологии подростка

«А потому, что нужно было мозги включать!...», «Ну чем ты думал?!..» и, конечно, классика школьных воспоминаний «А голову ты дома не забыл?!...»
Все эти вопросы сыплются на подростков с разных сторон и в разных модификациях. Но пытались ли сами взрослые понять, что происходит в этой самой голове подростка? Почему же так сложно «включать мозги»?

Предлагаем Вашему вниманию небольшую статью, где очень коротко обозначены основные процессы, которые происходят с мозгом подростка в пубертатный период, и объясняют многие особенности его поведения.

Итак, что происходит с мозгом подростка?
Изменения, которые происходят в мозге в подростковом возрасте, касаются не столько роста, сколько развития и реорганизации нейроструктур мозга.  Этот процесс протекает главным образом в двух областях: в префронтальной коре головного мозга и в лимбической системе.
Префронтальная кора – главная область головного мозга, отвечающая за саморегуляцию. Она определяет рациональное поведение человека. Лимбическая система – играет особенно важную роль в формировании эмоций.

Именно в подростковом возрасте эти области учатся работать совместно (позволяя человеку переживать гамму разных чувств и при этом оставаться здравомыслящим, рассудительным и т.д.), проходя три частично пересекающихся этапа.

1.       Этап первый: ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯ
На этом этапе подростки проявляют большую эмоциональность (все эмоции переживаются очень остро), а также стремятся получить максимально яркий и интенсивный опыт. Это объясняется влиянием работы лимбической системы, которая становиться особенно возбудимой в переходном возрасте.
Все чувства, события и отношение к себе переживаются особенно остро, присутствуют частые смены настроения. Метафорой может служить образ поливочного шланга, из которого под большим напором струится вода – шланг ничем не удерживается, вода (эмоции) льются во все стороны, сметая все на своем пути.

2.       Второй этап: НАСТРОЙКА ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ
Второй этап развития головного мозга подростка разворачивается постепенно: он начинается фактически перед подростковым периодом, но завершается не ранее 16 лет. Структурная организация префронтальной коры (самоконтроль, планирование, концентрация внимания) постепенно улучшается. Развиваются мыслетельные способности более высокого уровня: улучшается навык принятия решений, разрешение проблем и предварительного планирования.
На этом этапе образ мышления подростков становится похожим на образ мышления взрослых – родители замечают, что им становиться проще общаться и договариваться с подростками, уходят сложные эмоциональные моменты, характерные для раннего подросткового возраста.
Продолжая метафору о шланге: садовник уже понимает, как нужно держать шланг и постепенно учиться это делать.

3.       Третий этап: ЗА РУЛЕМ ОПЫТНЫЙ ВОДИТЕЛЬ
Хотя «тормозная система» (взаимосвязь префронтальной коры и лимбической системы) уже сформирована, ее работа еще не совсем отлажена. Третий этап (завершается не ранее 20 лет) посвящен улучшению взаимосвязи между указанными выше структурами, что в итоге позволяет подростку быть более зрелым и способный к эффективной саморегуляции.1
Это тот период, когда садовник уже не просто крепко держит шланг, но и обучается направлять его на те цветы, которые считает нужным полить.

Все этапы – взаимопроницаемы и во многом зависят от индивидуальных особенностей каждого конкретного человека. Общее понимание этих процессов помогает понять, что многие поведенческие и эмоциональные реакции подростка во многом обусловлены нейропроцессами этого периода. Учитывая это, родителям и педагогам будет проще понять и наладить общение с подростком.

Марина Тарасюк


1 - Часть материалов взята из книги Л. Стейнберга «Переходный возраст»

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Из недавнего опыта индивидуальной консультации с подростком или про период РазОчарования

Уже который раз, в рамках консультации, подростки озвучивают проблему, связанную с учителями. И вопрос не в плохой учебе или огромном количестве домашних заданий. Проблема в том, что ОНИ КРИЧАТ. «Я понимаю, что учительница кричит не на меня конкретно, но от этого лучше не становится». Маленьким людям в свои 12-16 лет каждый день приходиться сталкиваться с большим количеством негатива взрослых и выдерживать его. И уговаривать себя, что это не обо мне. Защищать всеми способами и без того падающую самооценку. Добавим сюда еще устрашающие «скоро ЗНО - ты уверен, что нормально сдашь?!» И так каждый день. Нужно найти в себе колоссальное количество энергии, чтобы противостоять этому и не разрушить себя, не разрушить свою веру в мир, свою любознательность, доверие окружающим. Приходиться защищаться, надевать маски безразличия, мнимого спокойствия или быть жёстко ориентированным на оценки, как ту реальность, которая определяет тебя: хорошие оценки = хороший я (вопрос в том, какую

"Что ты об этом думаешь?": разговоры с подростками

"Что ты об этом думаешь?" Часто встречаю мнение о том, что для подросткового возраста характерны негативизм, закрытость и некая психологическая отгороженность от родителей и педагогов. Не могу сказать, что я согласна с этим утверждением. Как мне кажется, у подростка просто меняются каналы коммуникации. Тот формат общения, который был раньше, больше не работает. Ну нельзя говорить с человеком в 15 лет так, как мы с ним говорили, когда ему было 7 J Все изменилось, он меняется, он становится все более осознанным, видит и чувствует мир по-другому, всем своим видом и поведением транслируя: «У меня теперь все по-другому!». Как именно «по-другому», наверное, он и сам затрудняется ответить, но точно знает, что это больше не так, как раньше. Прямые вопросы по типу «Как дела?» обычно получают бесцветное «Нормально» и на этом все заканчивается. Про советы и наставления говорить вообще не буду J Что же нам остается? Какие входы в свой внутренний мир оставляет для нас подросто