«А потому, что нужно было мозги включать!...», «Ну чем ты
думал?!..» и, конечно, классика школьных воспоминаний «А голову ты дома не
забыл?!...»
Все эти вопросы сыплются на подростков с разных сторон и в разных
модификациях. Но пытались ли сами взрослые понять, что происходит в этой самой
голове подростка? Почему же так сложно «включать мозги»?
Предлагаем Вашему вниманию небольшую статью, где очень
коротко обозначены основные процессы, которые происходят с мозгом подростка в
пубертатный период, и объясняют многие особенности его поведения.
Итак, что происходит с мозгом подростка?
Изменения, которые происходят в мозге в подростковом
возрасте, касаются не столько роста, сколько развития и реорганизации
нейроструктур мозга. Этот процесс
протекает главным образом в двух областях: в префронтальной коре головного
мозга и в лимбической системе.
Префронтальная кора – главная область головного мозга,
отвечающая за саморегуляцию. Она определяет рациональное поведение человека.
Лимбическая система – играет особенно важную роль в формировании эмоций.
Именно в подростковом возрасте эти области учатся работать
совместно (позволяя человеку переживать гамму разных чувств и при этом
оставаться здравомыслящим, рассудительным и т.д.), проходя три частично
пересекающихся этапа.
1.
Этап первый: ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯ
На этом этапе подростки проявляют большую эмоциональность (все
эмоции переживаются очень остро), а также стремятся получить максимально яркий
и интенсивный опыт. Это объясняется влиянием работы лимбической системы,
которая становиться особенно возбудимой в переходном возрасте.
Все чувства, события и отношение к себе переживаются
особенно остро, присутствуют частые смены настроения. Метафорой может служить
образ поливочного шланга, из которого под большим напором струится вода – шланг
ничем не удерживается, вода (эмоции) льются во все стороны, сметая все на своем
пути.
2.
Второй этап: НАСТРОЙКА ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ
Второй этап развития головного мозга подростка
разворачивается постепенно: он начинается фактически перед подростковым
периодом, но завершается не ранее 16 лет. Структурная организация
префронтальной коры (самоконтроль, планирование, концентрация внимания)
постепенно улучшается. Развиваются мыслетельные способности более высокого
уровня: улучшается навык принятия решений, разрешение проблем и
предварительного планирования.
На этом этапе образ мышления подростков становится похожим
на образ мышления взрослых – родители замечают, что им становиться проще
общаться и договариваться с подростками, уходят сложные эмоциональные моменты,
характерные для раннего подросткового возраста.
Продолжая метафору о шланге: садовник уже понимает, как
нужно держать шланг и постепенно учиться это делать.
3.
Третий этап: ЗА РУЛЕМ ОПЫТНЫЙ ВОДИТЕЛЬ
Хотя «тормозная система» (взаимосвязь префронтальной коры и
лимбической системы) уже сформирована, ее работа еще не совсем отлажена. Третий
этап (завершается не ранее 20 лет) посвящен улучшению взаимосвязи между указанными
выше структурами, что в итоге позволяет подростку быть более зрелым и способный
к эффективной саморегуляции.1
Это тот период, когда садовник уже не просто крепко держит
шланг, но и обучается направлять его на те цветы, которые считает нужным полить.
Все этапы – взаимопроницаемы и во многом зависят от
индивидуальных особенностей каждого конкретного человека. Общее понимание этих процессов помогает понять, что многие поведенческие и эмоциональные реакции подростка во многом
обусловлены нейропроцессами этого периода. Учитывая это, родителям и педагогам
будет проще понять и наладить общение с подростком.
Марина Тарасюк
1 - Часть материалов взята из книги Л. Стейнберга
«Переходный возраст»
Комментарии
Отправить комментарий